ГЕРОДОТ ( р. между 490 и 480, Галикарнас, на
Ю.-З.М.Азии, - ум.ок.425 до н.э., Афины или Фурии, Юж.Италия),
древнегреческий историк. В молодости принимал участие в борьбе с
тиранией и был вынужден покинуть Геликарнас после её установления.
Некоторое время жил на о.Самос. Много путешествовал: посетил М.Азию,
Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции,
побережье Черного моря вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах.
Длительное время жил в Афинах; близость Геродота к вождю афинской
демократии Периклу оказала сильное влияние на его политические взгляды. Из Афин около 443 Геродот переселился в Фурии.
Труд Геродота условно названый "Историей", посвящен важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам (500
- 449 до н.э.); изложение доведено до взятия греками г.Сеста (в
Геллеспонте) в 478. Впоследствии александрийские ученые разделили
сочинение Геродота на 9 книг, по числу муз, каждая книга была названа
именем одной из муз. Главным мотивом "Истории" Геродота является идея
борьбы греческого мира с миром восточным. В чисто эпической манере, со
множеством отступлений и спец. экскурсов рассказывает Геродот о начале
столкновений греков с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и
Персидской державы Ахеменидов, повествует об отдельных походах
персидских царей: Кира - в Мидию (550) и на Вавилон (539), Камбиса - в
Египет (525), Дария І - в Скифию (512), каждый раз подробно описывая
географическое положение страны, явившейся объектом похода персов,
нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономической и
политической жизни. Лишь с 5-й кн. Геродот приступает к основной теме
своего рассказа - к истории греко-персидских войн. Произведение
Геродота существенно отличается и от эпоса, и от
историко-мифологических повествований (местных хроник, генеалогий и
землеописаний) первых греческих прозаиков-логографов.
Геродот вырабатывает свой стиль исторического
повествования, в котором фактичность сочетается с художественностью.
Историчность главной темы, грандиозность и единство замысла делают труд
Геродота первым историческим произведением в собственном смысле слова и
дают право его автору на почетное имя "отца истории".
Исторические воззрения Геродота не отличаются
целостностью и научной определенностью. В объяснении исторических
событий он допускает различные версии, то ссылаясь на божественную
волю, то на судьбу, то давая рационалистические истолкования некоторым
событиям или поступкам людей. Встречаются у Геродота и отдельные
примеры исторической критики. Напротив, политические взгляды Геродота
отличаются вполне определенной симпатией к афинской демократии.
Труд Геродота основан на самых разнообразных
источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти - устная
традиция, рассказы очевидцев, народные предания и легенды, наконец,
письменные материалы, сочинения логографов (главным образом Гекатея Милетского),
изречения оракулов, официальные записи. Приводимые в "Истории" Геродота
факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником
не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам
и проблемам более ранней греческой и древневосточной истории. Большое
значение имеет труд Геродота и для изучения древнейшего прошлого нашей
Родины ( в 4-й книге сочинения даётся первое в античной литературе
систематичное описание жизни и быта скифов).
Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии.
В 464 году он отправляется в путешествие. Геродот
мечтает узнать про другие, гораздо более могущественные народы, иные из
которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки.
Его, помимо того, занимает разнообразие и диковинность обычаев
чужеземного мира. Именно это побудило его предпослать истории
персидских войн обширное исследование обо всех народах, напавших на
Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали.
Он пускался в очень далекие края, чтобы добыть
проверенные сведения. Он обследовал землю собственными глазами и
собственными ногами, несомненно, много ездил верхом на лошади или на
осле, часто плавал на лодках.
Свое "кругосветное" путешествие Геродот начал с
Вавилонии, где увидел великий город Вавилон. Геродот описывает Вавилон
как очень большой город. Это был самый большой город, какой он видел, и
наиболее грандиозный в древнем мире той эпохи.
Изучив Вавилон Геродот отправился в Персию. Так как
целью его путешествия было собрать точные сведения о продолжительных
греко-персидских войнах, то он посетил те места, где происходили эти
войны, чтобы получить на месте все необходимые ему подробности. Эту
часть своей истории Геродот начинает с описания обычаев персов. Они, в
отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы,
не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, довольствуясь
исполнением религиозных обрядов на вершинах гор.
Далее Геродот говорит о быте и нравах персов. Они
питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; они
проявляют интерес к чужестранным обычаям, любят удовольствия, ценят
воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право
на жизнь всякого, даже раба; они терпеть не могут лжи и долгов,
презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для них
доказательством, что "несчастный согрешил против Солнца".
Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание
Скифии и народов, населяющих её, составленное отчасти по личным
наблюдениям, но главным образом по расспросам сведущих лиц из числа
местных греческих колонистов.
Путешественник передает много мифов о происхождении
скифского народа; в этих мифах большая роль отводится Геркулесу.
Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с
воинствующими женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его
мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не
может выйти замуж, пока не убьет врага.
Что Геродот описывает особенно ярко, так это великую
изобретательность скифов во всем, что относится к умению отражать
нашествия. Эта изобретательность заключается в умении отступать перед
нападающими, в умении не дать себя настигнуть, когда это нежелательно,
в заманивании врага в глубь обширных равнин до момента, когда можно
будет вступить с ним в бой. Скифам в этой тактике очень
благоприятствовали не только естественные условия страны - обширной
равнины, густо заросшей травой, но и пересекающие её полноводные реки,
представляющие отличные рубежи сопротивления. Геродот перечисляет эти
реки и некоторые их притоки от Дуная до Дона.
Из всех виденных им стран Египет, конечно, полнее всех
воплощал то сочетание истории и географии, которые ему хотелось видеть
подлинными и в то же время чудесными. Геродот стремится разгадать
двойную тайну источников и наводнений Нила.
В Египте множество странных и священных животных, возбуждающих любопытство Геродота.
В экзотической фауне его интересует отчасти странность
внешнего вида и поведения животных, но еще больше характер связей,
которые возникли между человеком и животным. Эта взаимосвязь в Египте
гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на человека необычные
обязательства. Геродот задумывается над "договором", заключенным
египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и его исследования позволяют
ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в
отношении человека.
Путешественник с необычайным удовольствием собирает
сведения о диковинных обрядах. Его картина Египта, какой бы чудесной
или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными
историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной.
Перечисляя народы, обитающие в Ливии, Геродот упоминает
пастушеские племена, кочующие вдоль берегов Африки, и называет еще
аммонийцев, которые живут в глубине страны, в местах, изобилующих
хищными зверями.
По Геродоту, Ливия населена двумя народами: ливийцами и
эфиопами. Но действительно ли он путешествовал по этой стране? Историки
в этом сомневаются. Скорее всего, многие подробности он записывал со
слов египтян. Но нет сомнения, что он действительно плавал к городу
Тиру, в Финикии, так как здесь он дает вполне точные описания. Кроме
того, Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание
Сирии и Палестины.
Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в
Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном
движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444
году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и
прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий
восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и
умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого
путешественника и еще более знаменитого историка.
|