Мини-чат

Наш опрос

хорошо ли правил Сталин СССР
Всего ответов: 47

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Карта мира

Время жизни сайта





Воскресенье, 19.05.2024, 02:44
Приветствую Вас Гость | RSS
World History
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2009 » Сентябрь » 29 » история росии 17век
19:05
история росии 17век

Шествие по Cоборной площади

Шествие по Cоборной площади Московского Кремля. Миниатюра

Семнадцатый век как культурная эпоха в России начинается и заканчивается раньше календарного семнадцатого века: началом его считают смерть Ивана Грозного и воцарение его сына Федора (1584), а концом — восхождение на престол Петра Первого (1689). Подобные исторические рамки неслучайны: своеобразие российского семнадцатого века определено прежде всего стилем правления последнего из Рюриковичей, избранных соборами царей периода Смуты и первых царей династии Романовых. Образ «богобоязненного» и даже «тишайшего» православного царя отделяет эту эпоху с одной стороны от «непросвещенного деспотизма» Василия Третьего, Ивана Третьего и Ивана Четвертого, а с другой — от «просвещенного абсолютизма» правителей России восемнадцатого столетия. В эту эпоху как никогда до и после в царской России возрастает значение органов народного представительства — Земских соборов, — где решаются не только проблемы текущей политики (например, объявление войны какому-либо государству), но и важнейший для России вопрос о престолонаследии.

Земский собор

Земский собор. Рисунок XVII (17) векОднако идея народного представительства была постепенно сведена на нет противоположным процессом — закрепощением крестьянства (по Уложению 1649 года крестьяне юридически считались «прикрепленными» к земле, но фактически становились собственностью землевладельца) и «слободских людей», которым запрещался переход в другие сословия.

Внутренне противоречивым был и ответ на вопрос об отношении России к Западной Европе. С одной стороны, события периода Смуты и польской интервенции вызвали резкую антипатию и страх перед всем «западным»: многочисленные полемические сочинения, распространившиеся в России в 17 веке, были полны предостережений от «люторской» и «папежской» ересей, а также всякой светской науки как «еллинской премудрости», в лучшем случае бесполезной в деле спасения души. Россия чувствовала себя единственным оплотом православия, осажденной неприятелем крепостью; отсюда — популярность повестей об осадах и «сидениях» («Сказание» Авраамия Палицина об осаде Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608 — 1610 гг., «Повесть об азовском сидении» и др.). С другой стороны, власть в России чувствовала потребность в различных западных специалистах: металлургах, «рудознатцах», военных, докторах (для нужд царствующей фамилии), филологах (для исправления богослужебных книг), ученых. Так, среди иностранцев, приглашенных в Россию, были братья Лихуды, ставшие преподавателями первого в России высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии (основана в 1687).

Первый учебник истории

Первый русский учебник истории. Составлен для сына царя Алексея Михайловича Фёдора 1674 годВ семнадцатом веке значительно расширились границы Российского государства. После территориальных потерь периода Смуты страна вновь вернула себе северо-западные области: Новгород, Старую Руссу и др. (Столбовский мир со Швецией, 1617), смоленские, северские земли, присоединила Украину (Андрусовское перемирие с Польшей, 1667). После кратковременного отступления, вызванного гибелью отряда Ермака (1584), продолжилось продвижение на восток Сибири. В 1586 был основан старейший из существующих сибирских городов — Тюмень, в 1593 — Сургут. К 1607 русские землепроходцы вышли к Енисею, где построили крепость Новую Мангазею (Туруханск). К 1624 были освоены земли у реки Лены, а в 1639 — побережье Охотского моря (отряд Ивана Москвитянина). В 1648 Семен Дежнев совершил плавание из Устья Колымы до Анадыря — из Северного Ледовитого океана в Тихий. В 1650 Ерофей Хабаров достиг реки Амур.

Карта Сибири

Карта Сибири, составленная Петром Годуновым. 1667 год. Фрагмент.Являясь важнейшим оплотом православия, Россия в конце 16 в. (1588) ввела у себя патриаршество. С середины семнадцатого столетия в стране шло интенсивное строительство каменных церквей и монастырских комплексов, в числе которых особое место занимал Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном (1656). Воскресенский собор монастыря воспроизводит Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Однако, церковная реформа патриарха Никона, цель которой состояла в приведении русских богослужебных книг в соответствие греческим образцам, привела к невиданной в истории Русской церкви ожесточенной полемике между сторонниками нового и старого написаний. В результате возникшего раскола образовалась непримиримая оппозиция не только церковной, но и светской власти (и в Никоне, и в поддерживающих его царях противники реформы видели слуг дьявола, действующих против последнего оплота истинной веры).

Имена и памятники

Литература времен Смуты: Авраамий Палицин «Сказание, или История в память предыдущим родам» (1610-1612, 1620). «Сказание» охватывает события конца 16 — начала 17 вв., от убийства царевича Дмитрия (1591) до Деулинского перемирия (1618). Книга рассказывает об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря.

Иван Фуников «Послание дворянина к дворянину» (1608). Первое стихотворное послание в русской литературе. Автор в прибауточном стиле описывает свое разорение от «тульских воров» (по-видимому, имеется в виду восстание Болотникова).

Один из ранних архитектурных памятников 17 в. — храм Покрова Богородицы в Рубцове (Москва, ныне ул. Бакунинская 83,б), построенный в память о спасении от войск гетмана Сагайдачного (1619-1626).

Полемические сочинения: Иван Шевелев-Наседка «Изложение на люторы» (1623), Иван Хворостинин «Изложение на еретики злохулники» (1623).

Соборное Уложение 1649Принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649), использовавшийся вплоть до 1830-х гг.

Становление новой идеологии в «Повести о начале царствующего града Москвы» — вымышленная история об убийстве детьми боярина Кучки князя Даниила, считающегося родоначальником московских князей (ок. 1650).

Строительство каменных стен и башен в монастырских комплексах: Иосифо-Волоколамском (вторая половина 17 в.), Кирилло-Белозерском (1653-1682), Саввино-Строжевском (середина 17 в.). Создание ансамбля Новоиерусалимского монастыря (вторая половина 17 в.).

Продолжение темы Курбского (русский из-за границы о России): Григорий Котошихин «О России в царствование Алексея Михайловича» (1665).

Юрий Крижанич — серб (или хорват), долгое время живший в России, первый сторонник идей панславизма, большое сочинение о России «Политика» (вторая половина 17 в.).

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская. 1676Последствием раскола стало появление «Пустозерской литературы» (1667-1682): протопоп Аввакум, поп Никифор, поп Лазарь, инок Епифаний, дьякон Федор, — трактаты, послания, жития.

Новые веяния в иконописи: Симон Ушаков (вторая половина 17 в.) объемное изображение, светотень.

Одна из тенденций культуры середины — второй половины 17 в. — известное «обмирщение» литературы и искусства: распространение бытовой беллетристики («Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцине», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.), иногда пародирующей язык официального делопроизводства («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и др.) и житийной литературы («Повесть о бражнике»). Увеличение числа миниатюр на бытовые сюжеты.

Барочные элементы в архитектуре конца 17 века «Нарышкинское барокко»: церковь Покрова в Филях (1690-1691 гг.) и др.

Вирши Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный (1678), «учительные вирши» Кариона Истомина (1680-е, 1690-е гг.).

Просмотров: 2897 | Добавил: BaMBaSTuK | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Все права защищены.