Игорь князь Святой
благоверный князь Игорь Черниговский. Середина XII века была для Руси
скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение
двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в
близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи
назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132),
сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи").
Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного
за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын
Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в
перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая)
и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших
богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и
"Изборника 1076 г.".
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался
угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный
Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, -
святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два
различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный
Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым
иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой
Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение,
мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских
усобиц. Игорь князь
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод
Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение
длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами,
князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его
в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример
Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей:
"Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а
Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог
возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым
противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили
киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата
Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило
киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню
киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий,
стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер
князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а
Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его.
Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали
Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя
Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование,
киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре
дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в
плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его
княжение продолжалось две недели.
В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы
освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда)
многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих
условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и
постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью
князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах
и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная
ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду
Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147
году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший
в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир
пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого
мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы. Святой князь Игорь Черниговский
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили
молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу.
В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь:
"Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и
покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не
убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали
бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть
Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев
Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском
тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних
ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое
тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой
за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и
"повергли на торгу".
Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго
человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда
вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь
святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все
над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в
монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего
брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой
молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви
Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).
|